четверг, 11 июня 2015 г.

Пробежать 5000 км за 51 день 12ч 30мин

Ольга Абрамовских об участии в ультрамарафоне протяженностью в 52 дня и 5000 километров:

          Трудно писать отчет о пятидесяти двух днях пробега; в нескольких абзацах уместить всё то, что происходило внутри самого себя, с телом и вокруг – не возможно, но и ничего не написать я тоже не могу, поэтому это небольшое эссе я даже не буду пытаться назвать отчетом, пусть это будут небольшие зарисовки.

          До сих пор не могу представить себе масштаб соревнования по бегу на 3100 миль (5000км), друзья сказали, что это расстояние от Москвы до Иркутска…., так как соревнования проходили в Америке, там сравнивают с дистанцией от Нью-Йорка до Лос-Анжелеса и ещё небольшой хвостик до Сан Франциско… на карте и то и другое выглядит весьма впечатляюще.

          Почему мне десять лет назад захотелось участвовать в этом соревновании, сказать трудно, но огонек, который зажегся внутри, с каждым годом разгорался всё ярче и ярче, я определенно чувствовала, что хочу выйти на старт и бежать, а там….будь что будет. Каждый мой старт за эти десять лет был очередной ступенькой к этой гималайской вершине. Наконец, в прошлом августе я почувствовала, что время пришло и следующий год станет совершенно особенным в моей жизни.

          То, что происходило до старта – отдельная история, были действительно большие объемы тренировок, силовая работа, попытка улучшить растяжку, осознанный набор массы, адаптация тела к перепаду температур, не обошлось и без травм, разных эмоциональных состояний, но внутри всегда сохранялась уверенность, что как только я окажусь на старте, всё начнется словно с чистой страницы, я чувствовала, что всё будет хорошо, и этот пробег станет совершенно неповторимым событием моей жизни.

          Эти соревнования проходят в Нью-Йорке уже в 18-й раз, летом, в это время там очень жарко и душно, часто – действительно высокая влажность. Организаторы – Марафонская Команда Шри Чинмоя – организаторы проводят много ультра соревнований (забегов, заплывов, триатлонов) по всему миру. Дистанция – 3100 миль, лимит времени -52 дня. Это означает, что в день нужно пробегать почти по 100 км, дней отдыха нет, трасса открыта с 6 утра и до полуночи, это круговая трасса длиной примерно в пол мили (около 800 м) , покрытие трассы – бетон (примерно в 7 раз жестче, чем асфальт). Вокруг протекает обычная жизнь американцев – подростки ходят в колледж, люди – на работу, рядом - трасса с машинами, на игровых площадках колледжа могут проходить соревнования по бейзболу, хэндболу и толпы людей на тротуаре, которые порой приходится обегать по дороге – тоже часть соревнований.

          В этом году участвовало 14 бегунов из разных частей света: Европа, Америка, Австралия, Украина и Россия. Три женщины: Австрия, Австралия, Россия. До этого года только три женщины финишировали в этом пробеге, четыре – когда либо участвовали. Из России – два бегуна, мужчина из С-Петербурга и я. После старта в первый день у меня было чувство, что это очень похоже на соревнования, в которых я участвовала до этого, есть дистанция, цель, всё просто… , нужно только бежать, не было ни волнения, ни тревог, казалось, что всё привычно и спокойно. Но не так всё просто….

          Организаторы говорили о важности достаточной гидрации и конечно я знала, что нужно пить, пить много, причем не только и не столько воды, сколько солевых напитков, изотоников и т.д, тело теряет много жидкости. У меня были солевые напитки, солевые таблетки, но уже на третий день мне сказали, что я обезвожена, внутри тела был жар, дыхание тоже было очень горячее, даже после того, как солнце опускалось, все тело горело. Слово МНОГО в отношении еды и питья означало гораздо больше, чем можно себе представить. Восполнить 10 тыс калорий едой и потерю жидкости при дневной температуре даже в 28-29 градусов, а порой – 35С – не так просто. После первых двух недель я сильно потеряла в весе, на весах это выглядело более-менее, но внешне – немного шокирующее, весь подкожный жир полностью ушел и у людей вокруг это вызывало тревогу, тем временем я пыталась есть изо всех сил, даже через не хочу, но в жару во время бега, хочется что-то легкое, вроде салатов и арбуза, но от такой еды через ещё пару недель сил бы совсем не осталось.

          В итоге я стала выпивать жидкости от одного до двух стаканов каждый круг (9-10 минут), в среднем каждый второй круг помимо питья, что-то съедать. Есть нужно было максимально калорийную пищу, это мог быть бутерброд из хлеба, большого количества масла и авокадо. Если суп – обязательно с хлебом, везде добавление жиров – простое масло, либо кокосовое. Я уже не помню, когда последний раз кушала дома пасту, там пришлось есть и ее. Словом, на еду нужно было смотреть больше как на источник калорий и сил, а не как на что-то приятное…

          Отдельного внимания заслуживает распорядок дня. Каждое утро, в 6 часов все бегуны стартуют вместе, дальше каждый сам решает, как распределять оставшиеся восемнадцать часов времени, но в полночь трасса закрывается. В день нужно пробегать не меньше 50 миль, а чтобы уложиться в лимит времени – почти 60 миль. Всё меряется в кругах, и каждый день организаторы переводят круги в мили, трасса сертифицирована.

          Цифра 109 надолго останется в моей памяти – это минимально-необходимое количество кругов в день. В начале эта цифра казалась весьма реалистичной, у меня, как правило, получалось пробежать на один-два-три круга больше. В течении дня я делала много растяжек, чтобы тело не закостеневало, даже после пяти часов бега простое упражнение присед может показаться йоговским асаном невероятной сложности, поэтому каждые часа четыре я делала растяжки минут на пять. Но так происходило только в начале, потом пришлось сократить всё, и растяжки тоже попали под сокращение, остался только стречинг в начале перерыва и перед сном на 1-2 минуты. Первый перерыв проходил в районе 14:30, с тем, чтобы в три часа точно быть на трассе. Три дня – это половина дневного времени, после первых недель моя цель была набежать половину требуемых кругов к половине дня. Так как сохранять темп бега во второй половине дня трудно, скорость снижается, то второй перерыв нужно было делать короче – он длился как правило десять минут, а к концу пробега и того меньше – минут семь.

          Парадокс, пятьдесят два дня, каждый день – восемнадцать часов, кажется, что так много времени! Но нужно экономить каждую минуту и даже каждую секунду! Если после пункта питания на каждом круге проходить пешком на пять-десять метров больше, то к концу дня это выльется в нехватку одного круга, перерыв, затянувшийся на три минуты не всегда можно суметь набежать до конца дня, а это значит, что опять не хватит времени добежать круг. Нужно поддерживать концентрацию, и все делать быстро и собрано, нигде не терять времени. И это не один день, а почти два месяца!

          Но самое важное – это суметь при всем этом оставаться радостным и получать от всего удовольствие! Звучит смешно, но для меня это было ключевым моментом, действительно суметь радоваться каждому мгновению на трассе, улыбаться, всегда сохранять позитивный настрой, вне зависимости от того, что происходит вокруг, что у тебя болит, и хочешь ли ты спать, чувствуешь ли усталость… просто быть счастливым здесь и сейчас, и чтобы это было искренне и приходило из самой глубины сердца. Именно в таких экстремальных условиях можно пережить состояние, когда несмотря на все самые тяжелые условия, которые только можно придумать, даже если ты еле-еле двигаешься вперед ,ты можешь быть самым счастливым человеком на свете и в какой-то момент от этого перестать чувствовать какую-либо боль и начать бежать быстрее, чем ты бежишь марафон, полностью забыв о всех травмах, а на следующее утро обнаружить, что у тебя вся боль полностью прошла… невероятные чудеса, преобразования и несравнимые ни с чем ощущения…

          На трассе царит атмосфера единства, чувство поддержки, ощущение того, что все – бегуны, помощники, повара, организаторы – мы все бежим к одной цели, и все помогают друг другу. Даже имея позади семь многодневных пробегов, я поняла, что ничего не знаю о действительно длинных и действительно многодневных пробегах, тем более проходящих летом в жару. Многие тонкости мне никогда не были известны: что лучше использовать при тех или иных травмах, что делать, чтобы не допустить какой-то травмы…. Кто бы мог подумать, что когда горят стопы (а это очень больно) и постоянная смена кроссовок и стелек, разрезание верха кроссовок, охлаждающие крема и спреи не помогают, можно просто положить траву в носок, прямо под стопы! А еще попробовать другие по качеству носки и есть ещё множество способов… тем, что капуста помогает вытягивать воспаление, наверное, никого не удивишь, но опыта постоянного бега с капустой на надкостнице у меня никогда до этого не было, а это здорово помогло… как справляться с жарой, помимо обильного питья и большого потребления солей и минералов? Конечно, лёд – лед везде, под кепкой, в руках, так же хорошо смачивать каждые круга три нарукавники, гетры, так тело не подвергается постоянному иссушению палящего солнца и даже охлаждается. Некоторые бегуны использовали защищающие от солнца лёгкие костюмы с длинными рукавами.

          Ещё десятки интереснейших и очень часто совершенно неожиданных секретов мне рассказывали участники, которые не в первый год возвращаются на эту трассу. Бегуны делились своими кремами, мазями, спреями, советами и даже кроссовками! Я задавала себе вопрос, почему они возвращаются на этот круг? Что их снова манит сюда? И, кажется, мне удалось почувствовать то же самое… я не хотела, чтобы пробег заканчивался, мне хотелось продолжать бежать… когда после финиша на 3100 я добегала ещё 13 кругов до 5000 км, мне хотелось прикоснуться к каждому дереву, листу кустарника, щеколде забора, суметь впитать аромат воздуха, чтобы бесконечное голубое небо с белыми облаками тоже навсегда осталась внутри меня… я знаю, что частичка моего сердца навсегда останется на этой трассе, вне зависимости от того, удастся ли мне вернуться сюда вновь…

          Наверное, те, кто решаются пройти этот путь, идут на это не ради финиша, а ради самого путешествия, но радость финиша неповторима.

          Мой результат – 3100 миль за 51 день, 12ч 30 мин – второе место среди женщин и пятый финиш женщин в истории пробега.

          Это пробег кажется нереальным с самого начала – как взять отпуск на 60 дней, как бежать 52 дня, как можно спать по 4 часа в сутки… и множество других вопросов возникают в уме, а ответы на них найти практически невозможно… наверное, в том и состоит красота жизни… чтобы мечтать и осуществлять самые невероятные и кажущиеся нереальными мечты…

Ольга Абрамовских

исходная публикация


1 комментарий: