четверг, 26 мая 2016 г.

Elbrus World Race. За сутки вокруг Эльбруса.

"Мы решили не спать, а есть."
Ирина Сафронова

Давным давно все было иначе… А вообще, кого я обманываю: то самое шило, которое не дает мне сидеть на месте, видимо, досталось мне в базовой комплектации - гены. Просто этим летом оно какой-то особенной стороной повернулось и вообще присесть не давало. В результате, в Москве летом я, особенно-то, не засиживался. То там пробегусь, то тут. И как-то уже по-крупному игра пошла, масштабность появилась.
С чего начинается очередная гонка? Конечно, с решения. Откуда ты узнал о интересной гонке, не так важно. Главное, сначала, если это новая для тебя дистанция и новый вызов, ты просто воспринимаешь информацию. В какой-то момент примеряешь на себя, но мысль кажется абсурдной, не совместимой с тобой. Она будоражит воображение, но ты не допускаешь, что это возможно. Но она никуда не уходит. Она понемногу подмывает тебя, как вода камень и, в конечном итоге прочно прописывается у тебя в голове. Через какое-то время она теряет абсурдность, и ты начинаешь думать и взвешивать, что же всерьез тебе мешает. И часто не находишь слишком-то много аргументов. Вот тогда считай все, весы качнулись, и ты решил. Так и появляется регистрация на те гонки, о которых потом так хочется рассказать. Так же и мысль про участие в Elbrus World Race в какой-то момент прижилась у меня в голове.

Теперь сразу к сути…

***

«Они догоняют нас..!» шепотом кричит Ира. Теперь и голос покинул ее. Смотрю – правда: фонари, кажется, приближаются. Ну вот и все, кончилась сказка. «Холлс, вода», пытаюсь отвлечь Иру от тяжелых мыслей. Кивает. Сам же думаю: «А как ты хотел, так вот, раз и просто всех обогнать?».. Продолжаем восхождение на предпоследний перевал. Впереди еще около 30 километров. Главное, чтобы Ира продержалась. Не представляю, как ей тяжело. Но в том, что она отдаст последнее, я не сомневаюсь. Наш последний козырь – спуски, тут мы на высоте даже после всего того, что нам уже пришлось преодолеть на гонке.

А начиналось все куда прозаичнее. Как-то в начале лета Ира, между делом, предложила мне пробежать с ней в команде Elbrus World Race. Надо сказать, что от этой гонки я был под впечатлением уже после прочтения отчетов двухлетней давности. Уже тогда, два года назад, мысль о кольце вокруг Эльбруса не давала мне спать, и мне ужасно хотелось забить на все страхи и поехать к Эльбрусу на следующий год, но как-то не сложилось. Да и в этом году я как-то изначально бежатьEWR не планировал. Но когда обстоятельства сами стали складываться должным образом, мне показалось, что сопротивляться глупо.

Конечно, я боялся. Боялся всего: что не осилю, что у меня мало опыта (ведь я не бегал толком ни одного горного ультрамарафона, только рогейны и марш-броски всякие), что у меня не хватит акклиматизации для таких высот и т.п. Но после уверенного финиша многодневки Salomon 4Trails, проходившей в Альпах в начале июля, переживать я стал существенно меньше. Главное – нормально собраться, не прогадать со снаряжением и едой. Ну и выспаться накануне.

До старта все складывалось неплохо, за исключением того, что Ира приболела. В предшествующие гонке выходные мы решили пробежать 8-ми часовой рогейн по Москве, чтобы впервые поработать в команде. Так-то все отлично (даже победили среди смешенных команд), рогейн доказал полную психологическую совместимость внутри команды. Но, несмотря на невысокий темп, напрячься под конец пришлось. Во вторник Ира сообщила, что имеет место быть небольшая простуда, но наших планов это не меняет. Я по себе знаю, как тяжело бежать гонку или даже тренировку с простой простудой… Оставалось надеяться, что организм мобилизуется и быстренько поборет супостата.

Вечером летим в Минводы, не без приключений, но успешно добираемся. Там нас ждет Ирина машина, прыгаем в нее и мчим в Приэльбрусье. Проснувшись утром в среду, я осознал, что, наконец, вернулся к Эльбрусу. В Баксанском ущелье я не был уже 6 лет. И когда мы шли на завтрак на поляну Азау, меня стали одолевать воспоминания. Ведь здесь были те самые первые большие горы — сборы Альпклуба МАИ в далеком 2006 году. А ведь трепет перед могучими вершинами так и не прошел...

Днем регистрация и остальная суета. Лихо, но с небольшим скрипом проходим проверку снаряжения: у нас все продумано до мелочей, ничего лишнего (кроме аптечки) и даже немного хитростей. Вообще, список обязательного снаряжения на гонку требует отдельной главы в моем повествовании. В принципе, многое по делу, но есть странности: например, аптечка включает в себя только эластичный бинт. С учетом, что помощи на дистанции в случае чего можно ждать очень долго, это странно. Зато какая-то феерия с фонарями и батарейками к ним. Не понимаю, зачем на команду (участие командное) нужно 2 запасных фонаря? При этом батарейки от запасного фонаря должны подходить к основному. Но тут, в любом случае, мы принимаем правила игры организаторов. А главное, наша схема позволила нам использовать любимые Petzl NAO в качестве основных фонарей!

После финиша фонарь пришлось предъявлять.

Дальше вкусный обед: свежепойманная форель в компании ira_koukou и Бурундука, они тоже подписались на эту авантюру (кто бы сомневался). Потом подготовка забросок в два лагеря: в Западный лагерь - кола, апельсины, бананы и прочая еда, а в Северный - помимо колы и т.п. еще сменная одежда и кроссовки. Пока копались, немного опоздали на брифинг, но все важное услышать успели. Про маршрут Ира и так многое помнит, а вот мне приходится слушать в 2 уха. Немного давит бремя ожиданий: все прочат нам лидерство (главные претенденты на победу, так или иначе, приехать не смогли).

Перед сном я вдруг понял, что ничего не знаю о наших (как шептали вокруг) главных конкурентах – Андрее Пивне и Алехандро. Решил загуглить вопрос. Новости оказались тревожными: Андрей, несмотря на молодые (по меркам ультразабегов) годы, имеет уже внушительный список стартов в этом виде. Короче, скучно не будет. Да и подготовка моя вызывает вопросы: нормальной человеческой акклиматизации особо не было. Да, были горы – Олимп и Баварские Альпы. Высоты до 2900. Будем надеяться, что этого хватит, я вроде среднегорье хорошо переношу. Ире лучше: она 2 раза была на Кавказе за лето, ходила высоко, спала высоко, мальчиков по горам гоняла. Ладно, завтра все узнаем. С этими мыслями отбиваемся.

Сон, на удивление, был удовлетворительным. Обычно накануне сложных стартов я отвратительно сплю, а тут порядок, проснулся по будильнику. К сожалению, простуда не успела покинуть Иру: будем долечивать уже на маршруте. В качестве основного средства берем Холлс (да да, тот самый). Завтракаем очень хитро – уже на старте. Доехали на машине, у нас проверили пропуска, после чего мы тут же сели завтракать. Делиться завтраком ни с кем не стали, покушали тихо за столбом. После завтрака отгоняем машину к отелю и спешим в стартовый коридор, где уже раздают обвязки для переправы через разбушевавшийся в последнее время Баксан. Дело в том, что дни на Кавказе стоят жаркие и талой воды стало гораздо больше. Баксан стал значительно полноводнее, и перейти его вброд стало крайне затруднительно, поэтому организаторы повесили веревочную переправу. Старт из поселка Азау перенесся на час раньше, но по-настоящему отсчет времени пошел только после переправы, когда мы все были готовы к подъему на перевал Азау.

Карта маршрута Elbrus Mountain Race (кликабельно)

С поляны убегаем небольшой, но дружной толпой. Нас снимают камеры, летают коптеры, и вообще кажется, что это старт UTMB, только все забыли приехать. Но ничего, когда-нибудь и здесь будет лотерея на участие, а сейчас мы наслаждаемся камерностью нашего старта. До переправы добираемся первыми в компании Андрея и Алехандро. Тут все просто, параллельные перила, для нас ничего нового. На другом берегу ждем остальных, отдыхаем и перекусываем. Для некоторых переправа стала очень интересным испытанием, но все справились.

Старт с поляны Азау

Итак, около 8.15 утра гонка, наконец, началась. Лидерство сразу захватила интернациональная команда Испании и Украины, мы же движемся на второй позиции. Спокойно двигаемся, стараемся не пахать в полную силу, хотя стартовый азарт еще подстегивает. Про себя мы понимаем, что сейчас гонка фактически еще даже не началась. Но темп ребят заставляет задуматься. Так и движемся вторыми после первого взлета. Кажется, что ребята уже прилично оторвались. Ира дышит очень часто – простуда не дает нормально вдохнуть. Переживаю, как бы наша погоня не замучила ее. Немного сбавляем темп, я ориентируюсь, а Ира трудится. На втором взлете по ощущениям ребята тоже сбавили: приближаемся к ним. Снежник на перевале они проходят уж как-то особенно медленно, и на перевале мы оказываемся сразу за ними. А там нас встречает Витя Афанасьев, очень приятна его поддержка!

Первый взлет

Второй взлет. Тропы нет, движемся по треку.

Как только начался спуск, я понял, что у нас все в порядке: Ира так ломанула вниз, что я чуть было не потерял ее из виду. Нет, натурально: вот мы на перевале, я моргнул, а Ира уже где-то далеко внизу по склону летит. Пришлось съехать снежник попа-глиссером (полет нормальный, даже удалось затормозить перед скалами). Ребята оказались уже где-то позади.  Преодолев пару крутых ступеней, мы попали в широкую каменистую долину, в которой паслись яки. Яки не очень обрадовались нарушению беспечности и размеренности их жизни и начали лениво разбегаться.

Яки

Наш путь теперь лежит вниз по ущелью. Ира предложила не следовать официальному треку, а перейти реку Кубань практически в самом ее истоке. На брифинге нам тоже говорили, что есть возможность двигаться по другой стороне реки и, может быть, это будет выгодно. Нам очень повезло с переправой: перескочили по камушкам. Поначалу все шло отлично, мы бежали по коровьим (или ячьим) тропам. Но в какой-то момент тропы пропали, и мы оказались в зарослях какого-то кустарника. Пришлось некоторое время проламываться. Через какое-то время мы подсекли тропу и наш забег продолжился. Вскоре тропа стала основательной, а на противоположном берегу реки показались постройки – это был кош рядом с погранзаставой, тут же и наш пункт проверки погранпропусков. Меня охватила паника: река уже совсем не переходимая, а моста не видно. Но еще пара сотен метром, и мы спасены – мост есть.

На пункте проводим ровно 10 минут, которые нам положены отсечкой. Сама проверка пропусков заняла не больше минуты. Инна (девушка, дежурившая на пункте), даже напоила водой, чтобы мы не тратили время на поиск. Еще она попросила передать на следующий пункт записку. Не вопрос, почтовым голубем быть даже прикольно. Как только мы подошли к станции отметки, чтобы ровно через 10 минут выйти на дистанцию, показались Андрей и Алехандро. Разрыв составил примерно 11 минут. На большее мы и не рассчитывали, ведь пока только самое начало. Убегаем галопом, чтобы упрочить лидерство.

Теперь у нас впереди длинный спуск по долине реки Кубань до поселка Хурзук. По пути будет Западный лагерь гонки (это не Западный лагерь Эльбруса, а немного другое место), где у нас в последний раз проверят погранпропуска, и где лежит наша заброска. Поскольку жара уже начинает донимать, мы уже вовсю ждем встречи с первым баулом. Там нас ждет кока-кола и апельсины (об остальной еде думать пока не хочется). По пути начинаем мочить голову в речках при первой возможности. Все просто: подбегаем, приседание, выпад, голову в воду, ноги к груди, и выпрыгивание с хлопком. Вот такое вот бёрпи с мокрой головой. Не знаю, сколько мы таких подходов сделали – голова высыхала буквально за минуты. Воду в емкости набирали также быстро. У меня вообще все просто: никакого гидратора, только мягкие бутылочки.

Долина реки Кубань

В Западный лагерь прибываем без хвоста: не догнали, ну и хорошо. Бежали мы бодро. Инна (теперь уже другая, жена Вити) тоже очень заботливо нас встретила, и, прочитав записку, попросила отнести ее в Хурзук, где у ребят есть связь. Ок, несем дальше, главное не забыть отдать. В лагере нам делают отсечку 10 минут, и после проверки пропусков мы начинаем копаться в бауле. Все на месте, кола тут же жадно пьется, апельсин рассовывается за щеки, в дорогу берется еще бутылка колы и апельсин. Для приличия меняю одни конфеты, которые бежали со мной до лагеря на новые (есть вообще не хочется), и мы стартуем дальше. Наши друзья-соперники так и не показались, чем немного добавили интриги: теперь мы совершенно не представляем, какое время нас разделяет.

Гонка постепенно начинается. Это все из-за жары. Бежим реально быстро, Ира просит немного сбавить. В лицо дует горячий ветер, голова после очередных водных процедур теперь высыхает реально за пару минут. Жара уже начинает серьезно влиять на самочувствие, а дело только к обеду. Так к вечеру можно сильно перегреться и сбавить, а не хотелось бы. Одна надежда, что скоро в гору, а там наверху, глядишь, попрохладнее. Так и добегаем до Хурзука, где на повороте нас ждут патруль Альиндустрии и закрытый на обед в магазин, в котором мы хотели купить мороженого и еще апельсинов. Патрулю отдаем записку и убегаем к началу подъема. После поворота вижу еще одну вывеску «Магазин» и радостно забегаю в открытую дверь. Нет, это определенно не Рио Де Жанейро: внутри сидит не вяжущей лыка мужик и смотрит телевизор. Магазин явно давно уже не магазин. Надежды рухнули окончательно.

Продолжаем работать по той же схеме: мочим голову, 3 минуты нормально, 7 минут жарко, мочим голову.  В подъем уже не так бодро, часто переходим на шаг, если градиент того требует. А требует он все чаще и чаще, и не потому что увеличивается, а потому что жара все больше и больше нас подкашивает. Ира держится отлично, темп у нас вполне адекватный. Периодически мне удается на ходу поесть малины, вот она отлично заскакивает. Так, потихоньку, мы продолжаем самый длинный набор на дистанции – с 1400 метров в Хурзуке до 3700 метров на перевале Балк-Баши.

На подходах к Приюту (так у нас на карте был назван настоящий Западный лагерь Эльбруса) выбираемся из зоны леса на открытые пространства. Здесь жара уже отступает: во-первых, дело движется к вечеру, а во-вторых мы уже значительно поднялись по высоте. Погода отличная, солнышко, облачка. Но спецэффекты от дневного перегрева не покидают нас: самочувствие среднее. Иногда оборачиваюсь, пытаюсь разглядеть, нет ли погони. Никого не видно, но расслабляться нельзя, самое интересное еще впереди. Пытаюсь поесть – идут только мармеладки, остальная еда как-то не лезет. Получается, что за весь день мы съели всего ничего. Надежда на то, что, когда окончательно похолодает, организм возьмется за дело и попросит есть.

В Западном лагере источники нарзанов, написано - Джылы-суу, хотя это место вроде дальше (с местной географией я так до конца и не разобрался). Забегаю, припадаю к трубе. Нарзан приятно пощипывает язык, но имеет сильный металлический привкус, который заставляет задуматься и закончить употребление. Вспоминаю истории наших инструкторов на альпсборах, которые сходили в день отдыха в долину Нарзанов, а потом на пару дней прописались в туалете, из-за чего мы не успели сходить одну гору. Убегаю догонять Иру, по пути прогоняя нехорошие мысли. Вскоре видим палатку с волонтером из Альпиндустрии. Он записывает наш номер, время, дает воды и показывает путь на перевал. Обещает сбить конкурентов со следа.

Я опять включаю режим навигатора: тропа местами очень неоднозначная. Это уже перевальный взлет и градиент здесь очень бодрый. На карте у нас обозначена последняя вода перед перевалом, решаем ей не манкировать, а залить баки – путь еще неблизкий. Ира трудится, но и мне уже нелегко. По пути перекусываем (уже можно), а потом делаем техническую остановку вытряхнуть из кроссовок всякий мусор. Солнце уже явно собирается нас покидать. Включается красота: краски становятся невероятно насыщенными и быстро меняются. Вскоре ветер начинает переметать через нас облака, сидевшие до этого в долине, и, буквально на 5 минут, мы оказываемся в тумане. Затем нам открывается весь пейзаж, а над всем возвышается алый в лучах заката могучий Эльбрус. В этот момент я окончательно осознал, почему меня так неистово тянуло на эту гонку. Сейчас, наконец, можно забыть о местах, борьбе и трудностях и раствориться в атмосфере гармонии. Здесь нет ничего лишнего, никакой мишуры. Только мы и величие природы. Постепенно приходит невероятное ощущение невесомости сознания. Сейчас уже ничто не имеет значения, кроме эмоций, которые уже никак не описать словами.

Холод, пришедший с закатом, возвращает нас на землю. Надеваем куртки и продолжаем восхождение на перевал, который уже совсем рядом. Метров за 500 видим мигающий красный фонарь и палатку волонтеров. Нашему положению, конечно, можно позавидовать: ребята из Альпиндустрии опять встречают нас, как своих (хотя почему как, мы же, в конце концов, команда «Альпиндустрия»). За две минуты готов чай, оно-то сейчас нам и надо. Проводим на перевале не больше 5 минут и убегаем, впереди стремительно погружающаяся в темноту долина реки Кызылкол. Фонари пока в рюкзаках, видно все хорошо. Погони на перевале мы не видели - это значит, что у нас, скорее всего, в запасе более часа.

Вид на Эльбрус с перевала Балк-Баши.

В каменных джунглях, в которых мы оказались, достаточно сложно ориентироваться ночью. Тщетно пытаемся держаться тропы – она то ли звериная, то ли вообще плод нашего воображения. Трек вроде ведет нас к цели, но много виляет. Иногда приходится набирать лишнюю высоту, а потом ее сбрасывать. Холодок уже начинает забираться под одежду, но пока мы движемся, это совершенно не напрягает. Смотрю на трек в навигаторе – впереди брод через Кызылкол. Подходим к берегу и видим перед собой бурный поток. У меня не слишком много опыта переправы через горные реки, и я не могу точно оценить, можно ли здесь переправиться или нет. Но выглядит река сейчас так, что лезть в нее совсем не хочется. По камушкам здесь никак не перепрыгнешь. Решаем немного пройти вверх по течению, где и стоит у нас в навигаторе точка "Брод". Дойдя до точки, видим ту же картину. Что делать, нужно пробовать…

Идем цепью из двух звеньев, я выше, Ира ниже по течению. Не успели мы дойти до середины реки, как бурный поток начал побеждать. Глубина реки там оказалась уже очень приличной – мне по середину бедра. Кончилась эта попытка отступлением после того, как бурный поток потащил меня и перекинул через Иру ниже по течению. Хорошо, что Ира в этот момент уперлась ногой в камень, и мы не уплыли. Очень холодно, а с задачей мы пока не справились. Идем искать более удачное место. Вскоре мы дошли до небольшого разлива, река там разбивалась на 2 русла: первое - широкое, но спокойное, а второе – узкое и бурное. Перескочили, очень хорошо, что у нас с собой палки, без них здесь никуда. Вылезли на другой берег мокрыми почти по пояс и сразу начали пытаться бежать. Окоченевшие ноги бежать не дают, могут только неуклюже быстро идти. 5 минут в таком режиме и вроде начали согреваться. До Северного Лагеря гонки оставалось не более часа пути, что тоже придает сил. Ведь там палатка с нашими вещами – можно переодеться и подкрепиться.

Не помню когда точно, но этой ночью из-за сумеречного Эльбруса неожиданно вышла полная луна. После невероятного заката меня уже сложно было удивить, но освещенные луной снежные поля Эльбруса… Это настолько не обычное зрелище, кажется, что находишься на другой планете. В этом пейзаже безвозвратно растворилось ощущение реальности происходящего. Дело здесь не в усталости, она тоже исчезла. Ноги бегут сами собой, движение сейчас - это часть окружающей действительности.

Сначала еще немного по тропам, а потом выпадаем на широкую разъезженную дорогу, бежим достаточно быстро. В какой-то момент впереди показались огоньки лагеря. Но от этих огоньков нас отделяет еще одна речка. Хорошо, что она прямо у лагеря. Но, тем не менее, мозг отказывается лезть в ледяную воду, и заставляет немного поискать сухую переправу. Ура! Удается перескочить по камням. На другом берегу нас уже встречают, ведут в палатку.

Пришли лидеры гонки (звучит гордо), и все обитатели лагеря начали суетиться. Я нашел баул и подтащил к коврикам, на которых мы расположились. Просим чаю, обещают вскипятить. Пока переодеваемся, рассказываем страшные истории про могучую реку Кызылкол, и то, как мы там чудом выжили. Получилось, видимо, очень красочно: история вызвала серьезный резонанс, и к реке был отправлен отряд спасателей. Потом уже нам рассказали, что, когда отряд оказался на месте, им предстал вполне мирный ручей, который переходился вброд по щиколодку - видимо вода очень сильно упала ночью. Пока общались, переоделись. Теперь на мне свежие кроссовки и сухое, более теплое термобелье – ночь хоть и не очень холодная, но впереди еще 2 перевала. Параллельно успеваем кушать, аппетит нам вернулся с уходом жары. Вот и чай поспел, очень кстати. Бутерброды, апельсины, кока-кола, печенье… всего и не упомнишь.

Но, что-то мы засиделись, уже полчаса почти, как мы никуда не движемся. Не дело это, гонка сама себя не пробежит. Собрались и пошли, а точнее побежали – пока равнина. На другом берегу маленькой речки темно, фонарей не видно, значит у нас уже около часа есть железно. Это хорошо, но еще ни о чем не говорит. Сейчас уже окончательно понятно, что из 20 часов мы никак не осилим, что-то около 22 может получится, если ничего не изменится принципиально.

На очереди еще одна река – Малка. Причем туда и обратно. Вроде все по мостам, но первый мост доверия не внушает – узкий, перил нет, шатается немного. После него бежим по грунтовке. Пока все вниз, бежится отлично. Второй, обратный мост, оказался куда более надежным. Перебравшись обратно на нужный нам берег, и пробежав немного по тропе, мы выбежали на какую-то здоровенную парковку, заставленную кемперами. Похоже, это настоящие источники Джылы-суу, хотя в ночи мы ничего не разобрали. Дальше бежим по асфальту, но в какой-то момент трек уводит нас правее на холм. Ира сказала, что мы можем и по асфальту пробежать, что это вроде как неявная по полезности срезка. Но в темноте нам показалось, что дорога уходит в сторону от нашего направления, и мы пошли ломать холм. Сломали, конечно, но оказавшись на дороге точно решили, что в следующем году надо будет бежать по асфальту и даже не думать ни о чем. Еще немного по асфальту, и мы уходим правее на поле.

Тропа начинает ненавязчивый поначалу набор на предпоследний перевал. Но вскоре градиент опять становится вполне рабочим, и мы серьезно замедляемся. Сзади маячат огоньки, видимо поселок на дороге. Дальше мы движемся по какому-то хитросплетению коровьих троп. Сбоку от нас русло ручья, в котором параллельно с нами движутся лунные тени. Луна уже собирается за горизонт, сюрреализм опять зашкаливает. Тропы, тем временем, виляют, разделяются и опять смыкаются. Приходится в оба глаза смотреть на трек в своем Suunto Ambit3. Удобно, что за треком можно следить прямо на часах, это не мешает вовсю использовать палки.

Ира мужественно терпит. Идем мы достаточно медленно, но простуда и так не дает ей дышать. Стараюсь, как могу, сгладить все тяготы и лишения – пытаюсь накормить/напоить. После первого взлета пошло локальное выполаживание и можно немного перевести дух. Но вот перед нами предстал второй взлет. В темноте абсолютно не понятно, сколько еще осталось до перевала.

Скоро отдых кончился, и, из-за небольшой ошибки в навигации (все эти тропы коровьи виноваты, честное слово), нам пришлось немного сломать крутой склон. Справившись, мы слегка выбились из сил (устали немного) и решили присесть. И тут Ира, глядя назад, прошептала: «Они догоняют нас!». Прошептала, потому что уже лишилась голоса… Обернувшись, я увидел мигающий свет. Очень похоже, что погоня приближается - это Андрей и Алехандро догоняют нас.

...«Они нас догоняют…» Все, это провал. Начинаем движение, но идем медленно. С тяжелыми мыслями мы шли еще около 10 минут, затем я снова обернулся и попытался проанализировать наш отрыв. Странно, слишком равномерно и ритмично мигает этот фонарик. Обернувшись еще через пару минут, я понял, что это никакие не наши преследователи, а всего лишь мигающий огонек поселка. Поспешил обрадовать Иру этим, но поначалу она мне не очень поверила. Но на первом перевале уже не могло быть сомнений – огонек и вовсе остался за поворотом.

Начинаем спуск, и Ира чудесным образом оживает – несется на всех парах! Я еле за ней успеваю, навигироваться в таких условиях становится очень сложно. Но в этот раз радость спуска была недолгой: вскоре мы пересекли реку, а за ней начался плавный подъем на последний перевал Кыртыкауш.

Бремя преследования с нас спало, и теперь мы вновь сами с собой. Но случилась новая напасть: я начинаю засыпать. Не особо помогает даже чудо порошек-«неспячка» (как я его называю), привезенный мной из Европы. На этикетке человечек, после приема этого зелья внутрь вдруг начинает разгружать коробки, водить машину, танцевать, а потом еще каким-то спортом заниматься. Странно, раньше вроде работало, но сейчас даже ни намека на бодрость. Мозг соображает очень туго, глаза слипаются. Конечно, это первым делом отразилось на навигации.

Сначала все нормально: движемся по траверсирующей склон узкой тропе, но через какое-то время количество параллельных троп резко увеличивается. Вожу Иру между троп, зигзагами. В какой-то момент к Ире вдруг вернулся голос, и она смогла озвучивать свои мысли и желания. Это круто, теперь с ней можно поговорить – так легче не уснуть окончательно. Если честно, я с трудом помню, как мы взошли на последний перевал. Помню, что делали мы это долго. Луны уже не было, и понемногу начало светать. Мы много бродили между троп, пытаясь держаться трека. Но всему когда-нибудь приходит конец, и наш подъем не оказался исключением.

На перевале палатка, но признаков жизни в ней не наблюдается. Подойдя поближе, начинаем топать ногами и требовать внимания. Ребята внутри проснулись и выскочили из палатки.

- Залезайте в палатку, поспите, отдохните – говорят.

Мы даже сначала опешили от такого предложения.

- Нет, спасибо, мы дальше побежим! А что это у вас, газировка? А это что, хлеб? А можно?

Ребята очень удивились, когда Ира сразу побежала вниз, даже не присев, а я сделал 2 глотка из бутылки Буратино (или чего-то похожего) и побежал ее догонять, дожевывая по пути кусочек хлеба. Надо сказать, на спуске это нелегко – догонять Иру и жевать одновременно. За спиной уже около 100 км, но финишный спуск не может не придать сил, пускай даже его длина - 20 км. Кажется, всё, мы почти справились. Но вдруг стало очень лениво бежать. И дело не в том, что мы устали, голодны или замерзли, дело в том, что финиш еще далеко, но никаких препятствий перед ним нет, мы все преодолели.

По пути рождались новые вызовы: выбежать из 22 часов, например. Интереснее пошло, когда мы, перейдя по камням речку, выпали на разметку гонки Elbrus Mountain Marathon. А чуть позже увидели первый столбик с километражем до финиша (я даже не помню, что на нем было написано, но что-то между 15 и 20 километрами). Самое интересное, что в одном месте нам еще предстояло подрезать угол, где трасса марафона заходила на пункт питания. Место это мы нашли, даже по тропе какой-то подъехали. Потом немного фриранинга, ну в смысле без тропы, и мы вновь на дороге.

Совсем забываю есть. Вспоминаю, закидываюсь одной «Коровкой». Так до финиша на ней и бежал.  В какой-то момент, в перемычке правого от нас хребта, я увидел освещенный рассветным солнцем Эльбрус. Теперь мы видели все. Закат и рассвет. Эльбрус с четырех сторон. Снежные поля в лучах луны. Наши лунные тени, ползущие на перевал. И сейчас мы идем к финишу первыми. Как будто последний из 5000 кусочек паззла должен занять свое место, а мы не торопимся его ставить, чтобы еще немного насладиться процессом. Но скоро вся сказка должна кончится самым счастливым образом.

Восточная вершина Эльбруса

Еще чуть-чуть!

Пара моментов серьезно вмешались в нашу скорость: сначала переход речки без моста (похоже, дорогу тут размыло), а потом несколько микро-подъемов, где нам приходилось переходить на шаг. На профиле дистанции спуск вообще выглядел сильно изрезанным контрнаборами, но, как и говорила Ира, подъем там только один, в самом конце. Так ли сяк ли, мы и до него добрались. На профиле трассы он выглядел пугающе, но на деле оказался совсем не страшным и достаточно коротким. Правда, наш темп опять сильно упал и мечты о 22 часах остались далеко позади. Это уже не страшно, ведь дело почти сделано, осталось совсем немного. Когда мы поднялись на высшую точку подъема, нам, наконец, открылось Баксанское ущелье. Последний участок спуска очень неприятный: дорога сильно каменистая, сложно ровно ставить стопу. На очередном витке серпантина замечаю движущуюся к нам машину с фотографом. Они тоже нас замечают и начинают готовиться. Пробегаем так красиво, как только можем сейчас, на 22-м часу гонки. Камни разлетаются из-под ног, мы летим вниз. «Все, они нас не видят?», выдохнули, расслабились.

Очередной поворот дороги, и перед нами поселок Верхний Баксан. Откуда-то доносятся звуки финишного городка, но я его пока не вижу. Еще пара поворотов и мы влетаем в поселок. Немного по тропинке, а дальше асфальт. На повороте дежурит Паша Сысоев. «Чего так долго?», говорит, «все уже устали вас ждать!». Ну или как-то так) «Ирка, побежали по 4.30», говорю. Но Ира на провокацию не поддалась. «Куда спешить?», говорит. Она права, дело сделано. Перебегаем мост через Баксан и сбегаем на поле в финишный коридор. Руки вверх! Улыбаемся и пашем палками. Финиш!

После финиша мы почему-то не упали. Нас сразу стали расспрашивать, что да как, где мы были все это время, как там было и тому подобное. Сначала Андрей Арих на правах ведущего задал нам несколько вопросов, потом Иван Кузьмин лично проверил у нас обязательное снаряжение. Это важный момент, чтобы команды не оставляли обязательное снаряжение на дистанции или в забросках, а доносили до финиша. Дальше были еще вопросы, и, наконец, сам Сергей Семенович взялся отвести нас на машине в гостиницу. Пока ехали, поделились с ним эмоциями и впечатлениями, а он стал уговаривать нас пробежать еще и Mountain Trail в субботу. Такого поворота мы не ожидали))).

А дальше все встало на свои места. Сначала завтрак (ведь время раннее и спать хочется меньше, чем есть), а потом уже по койкам. Сон был опять-таки непродолжительный – снова захотелось есть. Опять на поляну Азау, теперь за шашлыком. Там за соседним столиком устроилась классная веселая фото-видео банда, и мы лично познакомились сКирилл Умрихин , который сделал потрясающие репортажи о гонке и наснимал нереальные кадры Приэльбрусья. Его я давно читаю в ЖЖ (кстати, там есть потрясающиерепортажи с EWR), и было очень круто увидеть его здесь за работой. Так мы целый день и шатались от стола к столу, по пути заходя в магазины.

На этом мне бы и закончить, но я что-то не могу остановиться. Вечером мы сходили в баню (лежаки там оказались особенно хороши) и поехали на финиш, забирать баул, приехавший из Северного лагеря. Приезжаем, а там как раз финиширует мама с Буром. Вот так они удачно финишировали, а мы их до гостиницы подбросим. Теперь их черед делиться с нами впечатлениями. Молодцы, справились быстро. Поспали в Западном лагере Эльбруса перед перевалом Балк Баши. Страшно довольны и радостны. А главное, успевают на ужин!

Вечером вернулась мысль: не пробежать ли завтра Elbrus Trail, 32 километра. И если бы для этого не надо было вставать в 6 утра, я не смог так спокойно бы эту идею отринуть. Но спать хочется очень. Точнее даже очень-очень! Функционально я усталости не ощущал: ноги нормально ходят, могут и бежать. Мучали только постоянный голод, он же жор, и жажда. А в остальном живчик!

Утром отлично позавтракали во Фрирайде и поехали на финиш, чтобы прогуляться вверх по маршруту нашего спуска и там поддерживать бегущих марафон и трейл. По дороге мы встретили бегущего на финиш Диму Митяева. А когда уже шли по серпантину, мимо нас пронеслась и Катя Митяева. Вот они – победители Трейла. Ну, как говорится, кто бы сомневался). Дойдя до той самой верхней точки последнего перед финишем взлета, мы устроились в тени большой сосны вместе с еще одним болельщиком, который ждал свою племянницу. Развели изотоник, чтобы поить пробегающих, и, надо сказать, не прогадали: солнце палило страшно и все бежали абсолютно измучанные от обезвоживания. Накануне я обещал Оксане Ахмедовой, что мы будем ждать ее перед финишем и, если будет нужно, дадим воды и изотоника. Но время шло, а Оксана все не бежала. Пришлось уходить назад, так ее и не дождавшись, нам нужно было собраться и ехать на награждение, чтобы оттуда выдвинуться в сторону Москвы (обратно едем на машине).

Награждение удалось на славу: мне даже дали облить всех из огромной бутылки шампанского! Как говорится, с задачей справился. Даже перестарался: на себя очень много попало, пришлось в машине майку переодеть, а то у Полиции могли возникнуть вопросы, откуда такой устойчивый винный аромат в машине. Дорога назад прошла отлично: под Мин Водами подобрали двух спавших в канаве чуваков. Знакомых, конечно: один из них известный в экстремальных кругах Вован Мурзаев. Ребята развлекали нас, показывали запрещенные секретные ролики, рассказывали про безумные проекты. Наш забег вокруг Эльбруса немножечко потухал перед рассказами о переходе по слэклайну из одного воздушного шара в другой на высоте 2000 м. Короче, дорога прошла познавательно.

А потом home sweet home и все дела. Почти сразу я решил, что на Эльбрус я еще вернусь. В следующем году.)

До встречи на тропе!

Хочется сказать организаторам огромное спасибо, у вас здорово получается! Ну и сейчас, когда уже есть анонс старта в следующем году, пора отбросить все сомнения и начинать готовиться (это для тех, кто еще сомневается).